СТАРТАПЫ: СНИЖАЕМ РИСКИ!




На вопросы СМИ "Безопасность бизнеса" отвечает Дмитрий Гурьев - CEO компании Fred Partners, помогающей технологическим стартапам из России и СНГ найти инвестора, запустить пилот с корпорацией и выйти на международный рынок стартапов.


Компания Fred Partners выступает Стратегическим партнером шестого вебинара серии Онлайн-сессий "Безопасность бизнеса", посвященного стартапам в сфере безопасности бизнеса 2020.

— Добрый день, Дмитрий! Спасибо за согласие ответить на вопросы и выступить стратегическим партнером вебинара «Стартапы в сфере безопасности бизнеса 2020», который пройдет 30 июня на площадке Онлайн-сессий «Безопасность бизнеса». Цель проекта: поиск альянсов взаимодействия для развития и поддержания проектов в условиях низкой деловой активности.

Первый вопрос. Что можно назвать стартапом и на какие категории их можно условно разделить?
— Стартап – это временная организация, которая находится в состоянии поиска масштабируемой и рентабельной бизнес-модели в условиях неопределенности. Стартап нельзя путать с начинающим бизнесом. Стартап – это просто временное состояние конкретной коммерческой системы, которая увидела боль/потребность на определенном сегменте рынка и пытается эту боль решить через новую бизнес-модель, которая не предлагалась ранее, или предлагалась, но на другом географическом рынке.

Обычно стартапы классифицируют по стадиям развития и по отраслям. Часто от этих двух факторов зависят различные показатели такие как примерная оценка стартапа, рыночные мультипликаторы и прочее. Стадии развития стартапа связаны с инвестиционными раундами.

Например, если компания только стартует, обдумывает будущий план действий, то эта стадия называется «Идея».
Если стартап дорабатывает прототип, укомплектовывает команду, начинает тестировать гипотезы и соприкасается с реальным рынком, то эта стадия «Pre-Seed» - предпосевная.
Когда стартап переходит к тестированию каналов продаж и балансировке Unit-экономики, чтобы найти масштабируемую модель, то это стадия «Seed» - посевная.
Если масштабируемая модель найдена и компания готова к кратному росту, то мы плавно переходим к стадии «Series A» - первый раунд.
Далее, компания превращается в полноценный стабильный бизнес, масштабируется на иностранные рынки и пытается найти потолок в своей модели. Это стадия «Series B» - второй раунд.
Обычно выделяют поздние (мезонинные) стадии «Series C» и «Series D», после чего компания выходит на IPO, то есть, становится публичной.
— Насколько повлияла на развитие проектов и инициатив текущая ситуация с пандемией коронавируса. Какие стартапы выживут?
— Количество инвестиций просядет во втором квартале. Выгоднее получать инвестиции от крупных фондов, у них есть капитал для фолоуап раундов и поддержки компаний. Оценки многих компаний уменьшатся, особенно, если их бизнес-модели завязаны на отраслях, пострадавших от пандемии. Например, у нас есть стартап по бронированию столиков в кафе и ресторанах. Очевидно, команде стартапа нужно скорее делать pivot (разворот бизнес-модели), иначе в скором времени стартап можно будет закрывать. Рынки развлечений, онлайн-знакомств и онлайн-образования будут расти. Стартапы из этих отраслей интересны.
— Расскажите о Вашей компании: команда, цели, планы?
— Fred Partners – это центр привлечения инвестиций и поддержки стартапов. Мы работаем со стартапами, инвесторами и корпорациями из разных стран. Мы увеличиваем команду для генерации и сопровождения все большего количества проектов, которые обращаются к нам за помощью. Некоторые корпорации начали искать новые модели развития, здесь мы помогаем им, интегрируя высокотехнологичные компании в корпоративную структуру для тестирования новых направлений и оптимизации старых.
— Всегда ли стартапу нужны деньги (инвестиции) на развитие?
— Стартапу всегда нужен оптимальный рост, который соотносится с ресурсной базой компании. Медленно расти – плохо. Очень быстро расти без конкретного фундамента – тоже плохо. Деньги стартапу нужны тогда, когда он растет достаточно хорошо, но с деньгами будет расти быстрее без заметного проседания.
— Поделитесь своим опытом, каким параметрам должен соответствовать стартап, чтобы в планируемый срок выйти на окупаемость и приносить прибыль?
— Сильная команда.
Емкий рынок.
Скорость роста. Рост выручки, в частности. Если выручка не предполагается на конкретной стадии развития (часто на стадии «Идея» и «Pre-Seed»), то важно количество гипотез, которые тестируются в неделю.
— Зачем специалистам по безопасности рассматривать внедрение у себя в компаниях стартапов? Не проще ли применять проверенные временем решения?
— Иногда проще, иногда нет. Зависит от конкретного бизнеса. Часто, стартапы оптимизируют ту модель, которая уже присутствует в компании, снижая издержки, увеличивая прибыль, минимизируя время ожидания и т.д. Кроме того, публичными готовыми решениями могут пользоваться и другие игроки на рынке, что не дает эффекта конкурентного преимущества. Также, поглощение стартапа и внедрение его в корпоративную структуру может дать эффект синергии.
— Если рассматривать стартапы в сфере безопасности, то по количеству доминируют стартапы в информационной безопасности. Кто и как, по вашему мнению, формирует спрос на проекты?
— Формирует спрос рынок. Здесь много факторов: порог входа, инвестиционная привлекательность, емкость рынка и многое другие. Для ИТ-проектов порог входа самый маленький – два целеустремленных фаундера и пара ноутбуков. На российском рынке слишком мало стратегов, чтобы появлялись стартапы на продажу..
— С точки зрения безопасности, каковы риски Стартапов? Как защитить идею проекта от воровства? Потеря "уникальной идеи" основана на страхе, что, если рассказать, то тебя могут просто опередить в реализации? Какие существуют варианты защиты идеи?
— Риски классифицируются по разным признакам. При работе с проектами наша команда выделяет следующие риски, которые мы учитываем в том числе в финансовом моделировании деятельности конкретной компании:

  • Риск участников проекта;
  • Риск превышения сметной стоимости проекта;
  • Риск несвоевременного завершения строительства;
  • Риск ненадлежащего качества работ и объекта;
  • Конструкционный и технологический риски;
  • Производственный риск;
  • Управленческий риск;
  • Сбытовой, или коммерческий, риск;
  • Финансовый риск;
  • Страновой риск;
  • Административный риск;
  • Юридический риск;
  • Риск форс-мажор и др.

Есть ИТ-стартапы, есть биотехнологические стартапы. В ИТ вы можете повторить бизнес-модель стартапа из другой страны и перенести ее на свою локацию. А можете придумать что-то совершенно новое на основе искусственного интеллекта и больших данных. Обычно, мы советуем заниматься оформлением защиты разработок только для биотехнологических, медицинских и прочих стартапов. Потому что там действительно есть что украсть. ИТ-стартапы часто легко повторяемы. Они выживают только благодаря емкому рынку, сильной команде и быстрому тестированию гипотез.
— Идея может прийти в голову разным людям, командам. Как определить, что проект уникален. Вопрос может быть актуален как для самого стартапа, так и для потенциального инвестора.
— Важно постоянно быть в рынке, понимать все тенденции. Важно быть экспертом своей целевой аудитории. Когда вы понимаете вашу аудиторию лучше всех, то больших проблем с определением новизны вашего проекта нет. А так, патентный поиск и другие стандартные инструменты всегда актуальны.
— Теперь давайте посмотрим глазами инвестора. Как обезопасить себя: например, исключить риски, что команда стартапа может в любой момент разойтись, уехать за рубеж, переключиться на другой проект? Какие еще риски существуют?
— Обычно готовится следующая документация:

Term sheet – это соглашение (декларация) о намерениях и основных условиях сделки для закрепления договоренностей.

Liquidation Preference – ликвидационная привилегия инвестора, при которой сумма при продаже компании не находится в прямой зависимости от доли, которой владеет инвестор, а вычисляется по заранее оговоренной формуле.

Anti-dilution protection – защита инвестора от потерь при уменьшении стоимости компании за счет переоценки его доли в случае вхождения новых инвесторов по уменьшенной оценке стоимости компании.

Reserved matters – вопросы, подлежащие согласованию с инвесторами.

Drag along right – право инвестора принять единоличное решение и продаже компании.

Vesting – обязательство основателей отработать в компании определенный период времени под риском потери своей доли или части доли.
— Какие риски для стартапов может минимизировать сотрудничество с вашей компанией?
— Сотрудничая с нашей компанией, стартап быстрее привлекает инвестиции, самосогласованно встраивается в корпоративную структуру крупной международной компании, выходит в СМИ, тестирует свою бизнес-модель за рубежом, запускает пилоты с корпорациями, находит новые рентабельные каналы сбыта и пр. Задача нашей команды – помочь стартапу закрыть бэк-офис (юридические, бухгалтерские и финансовые вопросы) и драйвить его, превращая в крупный успешный бизнес.
— Что бы вы пожелали начинающим стартапам?
— Ошибаться по-новому.
Быстрее расти, но всегда соответственно своим ресурсам, иначе можно сломаться.
Стремиться к операционной безубыточности и выплате хороших дивидендов акционерам, а не спекуляциям на оценочной стоимости компании.
— Спасибо! С нетерпением ждем пул стартапов, который Вы представите на мероприятии. Успеха Вам!
УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРЕ БЕСПЛАТНОЕ
30 ИЮНЯ 2020 В 10:00 (МСК)
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РЕШЕНИЯ В БЕЗОПАСНОСТИ
  • Цель
    Поиск альянсов взаимодействия для развития и поддержания проектов
  • Формат питч-сессий
    10 минут на демонстрацию проекта + 5 минут ответы на вопросы
  • Победитель
    Лучший стартап выберет жюри, состоящее из экспертов в сфере безопасности:
    - Артем Калашников, начальник ФинЦЕРТ Банка России
    - Вячеслав Михайловский, директор по безопасности ТС "METRO"
    - Алексей Данилевский, начальник отдела расследований и сохранности активов "Райффайзен Банка"
    - Сергей Матвеев, директор по безопасности Группы "ЧТПЗ"
    - Эдуард Лисицын, директор по безопасности ТС "Золотое Яблоко"
    - Руслан Юсуфов, основатель и управляющий партнер компании Mindsmith
    - Александр Мерзляков, руководитель отдела информационной безопасности ТС "Монетка"
    - Антон Грунтов, директор по безопасности ГК "Eqvanta"
    - Николай Болотский, основатель Стратегического альянса "Родияр"
    - Соколов Алексей, независимый директор, председатель совета директоров Стратегического альянса "Родияр"
    - Андрей Пашев, директор Департамента безопасности Макрорегиона "Урал" ТС "Пятерочка"
    - Николай Дворецкий, журнал "Директор по безопасности"
  • Приз
    1-е место: бесплатное участие с докладом в Форуме "Безопасность бизнеса" 19-20 ноября 2020
ПАРТНЕРЫ МЕРОПРИЯТИЯ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР
Стратегический альянс «Родияр» гарант вашего спокойствия и безопасности. Более 15 лет мы обеспечиваем безопасность бизнеса и работаем в трех направлениях: физ.охрана объектов, ТСО, производство и продажа спецодежды и СИЗ. В настоящее время мы ищем перспективные стартапы в сфере безопасности бизнеса. Наш опыт, наши ресурсы в сочетании с вашими идеями станут успешными инновационными проектами, которые войдут в историю!
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР
Fred Partners - центр привлечения инвестиций и поддержки стартапов. Помогает технологическим компаниям из России и СНГ найти инвестора, запустить пилот с корпорацией и выйти на международный рынок.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР
Журнал "Директор по безопасности" - специализированное ежемесячное издание, ориентированное на освещение полного комплекса проблем корпоративной безопасности.
ДОСТУП К ЗАПИСЯМ ПРОШЕДШИХ ВЕБИНАРОВ
На указанный E-mail будут отправлены данные для входа в личный кабинет

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой обработки персональных данных

Если у Вас возникли проблемы с доступом, напишите нам!
Если Вы уже зарегистрированы,
войдите в личный кабинет по ссылке ниже
РЕГИСТРАЦИЯ
Вебинар пройдет на площадке Webinar.ru

Чтобы принять участие, необходимо пройти регистрацию по ссылке ниже
ОРГАНИЗАТОР ОНЛАЙН-СЕССИЙ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА